Роман Хрущ, режиссер фильма «Фарт»

Довольны ли вы прокатной и фестивальной судьбой фильма, реакцией зрителей?

Кинопроката, по сути, и не было... «Фарт» был выпущен четырьмя копиями при полном отсутствии какой-либо рекламы. Этот «прокат» прошел в крупных городах России следующим образом: две копии передавались из кинотеатра в кинотеатр с востока на запад (Красноярск, Омск, Екатеринбург, Казань, Волгоград – кажется, все). В Москве было два показа в «Фитиль-клубе» Игоря Угольникова и четыре дня показов в «Художественном» на сеансах в 10-00 и 18-00. Так что попытка продюсера собрать хоть что-то, не потратив ни копейки, закончилась блестящим провалом.

', '

Наибольший резонанс был от пиратского выброса фильма в Интернете после выхода картины на DVD. В Сети была видна заинтересованность зрителей: фильм множество раз скачивали как в России, так и во всем мире (среди русскоязычной диаспоры), обсуждали, вели дискуссии на форумах. Разброс мнений зрителей был полярным: кто-то увидел в картине боевик, и таких людей раздражал медленный ритм повествования в первой половине фильма, но большинство получило удовольствие именно от атмосферы и медитативного погружения в жизнь героев. Вплоть до того, что один из ярых поклонников картины назвал «Фарт» первым в России фильмом, снятым в соответствии с философией Дзен.

Любопытны и рейтинги премьерного показа фильма по РТР 24 сентября 2006 г. Рейтинг и доля по Москве не впечатлили, но по России в целом цифры были весьма приличные, а повтор «Фарта» в понедельник днем вывел фильм чуть ли не в лидеры и по рейтингу, и по доле. Похоже, те, кто видел картину в воскресенье, дали такую «внутреннюю рекламу», что в повторе ее посмотрели многие.

«Фарт» был приглашен на три фестиваля: «Окно в Европу» в Выборге, «Дух Огня» в Ханты-Мансийске и Фестиваль российского кино, проходящий в Латвии и Эстонии. По Выборгу было несколько упоминаний в прессе, но, похоже, журналисты присоединились к той категории зрителей, которые видели в картине в первую очередь боевик. А снимали мы все-таки сказку, притчу, хотя и в жанровой форме.

В чем вы видите сейчас главную удачу и главный промах фильма?

Что касается удач фильма, то это в первую очередь актеры, особенно весь состав бандитов и золотоискателей, дочь председателя артели и главный бандит. Вот про них, как я сейчас понимаю, и надо было делать историю: про вспыхнувшие чувства между похищенной девушкой и похитителем, про остроту и невозможность этих отношений, про любовный треугольник между ними и главным героем. Если бы я снова делал эту картину, то снимал бы именно об этом.

Еще из удач – точный выбор потрясающей натуры, что позволило нам создать ощущение вечной силы, стоящей высоко над героями и событиями и показывающей всю мизерность человеческих страстей и порывов, – с одной стороны, и величие человеческого духа, позволяющего на равных бороться с природой, – с другой.

Низкий поклон оператору Пете Духовскому. Он прекрасно снял большую часть картины. Его почерк поддержали коллеги Петра, с которыми я заканчивал съемки, пока он долгие месяцы приходил в себя в больнице после серьезной автомобильной аварии.

Огромная удача – музыка Романа Дормидошина. Потрясающее переплетение этнических, симфонических и современных звучаний, по-моему, здорово выделяет картину из общего ряда. И все это сделано благодаря помощи моего друга, звукорежиссера Саши Абрамова, который на своей собственной студии доводил и «полировал» звуковой образ фильма на чистой страсти и энтузиазме, работая практически себе в убыток, но выкладываясь, как настоящий художник.

Многое в фильме получилось не «благодаря», а «вопреки», и в целом, несмотря на трудную производственную и прокатную судьбу, я доволен результатом. Мне кажется, что «Фарт» не просто состоялся. Фильм по-новому открыл незаслуженно забытую нишу «героически-приключенческого» кино, оправдав адские усилия многих и многих людей, участвовавших в его создании.