Не подфартило

Известия - Культура, 30 ноября 2005 года
http://www.izvestia.ru/news/308880

Забавным совпадением выглядит одновременный выход на экраны двух российских фильмов: "Солдатский декамерон" Андрея Прошкина и "Фарт" Романа Хруща. В каждом из них почти нет узнаваемых звезд, каждый подходит под определение "жанровый кинематограф" (первый желает казаться комедийной мелодрамой, второму милее классический ярлык "приключенческое кино"). Первый показывают в двадцати залах, второй - всего в одном.

', '

Жанровое кино отечественного производства может рассчитывать на успех только при одном условии. Если фильм про людей в погонах, которые стреляют и стреляются, а также регулярно взлетают на воздух (неважно, с помощью самолета или динамита), зрителей на такое кино будут затаскивать за уши. Погоны могут быть солдатские, ментовские или спецслужбистские, а могут и вовсе отсутствовать. Зачем многочисленным бандитам или ночным дозорным знаки различия, когда они не хуже солдат приучены к исполнению приказов и жизни по уставу? Главное - неуловимый униформенный дух, без которого наша публика уже не может адекватно воспринимать то, что творится на экране (во всяком случае, так думают прокатчики).

Остальным фильмам, будь то глупейшие комедии, неудачные мелодрамы или высоколобое авторское кино, заранее уготована безрадостная участь тихо прокатиться по двум-трем экранам и сгинуть в дебрях видеосалонов. Правда, у них есть еще шанс быть замеченными на каком-нибудь из кинофестивалей. Но там свои критерии: чем менее это кино предназначено для широкого зрителя, тем лучше. Фильму Романа Хруща с цепким названием "Фарт" не повезло вдвойне. Для проката это изделие не подходит, слишком уж штучная работа, для кинокритиков и киноманов - кино недостаточно радикальное и попахивающее "попсой". Да и старомодное к тому же: ну кому в 2005 году могут быть интересны сюжеты из жизни алтайских артельщиков, тех самых, что "золото моют в горах"?

Стреляют и режут там непростительно мало, мафия в эти края отродясь не заглядывала, герои носят унты и телогрейки, и лица у них совсем не как у мосфильмовских звезд. Мало-мальски известных в народе актеров там - разве что Евгений Цыганов, да и тот, несмотря на роли в "Прогулке" и "Космосе как предчувствии", секс-символом так до сих пор и не стал. Его герой, человек сугубо городской, на свой страх и риск едет в тайгу, прибивается там к артели, долбит породу, выменивает нейлоновую куртку на мешок гречки и мечтает всего лишь намыть деньжат да уехать к теплым морям. Конечно, будет и бандитский налет на артель, и погоня по заснеженным долинам и взгорьям, и деликатная любовная линия, но "Фарт" хорош как раз не обилием событий, а общим настроением и видным в каждом кадре желанием режиссера передать это настроение зрителю. Это немного наивное кино, родом из того детства, в котором рассказы Джека Лондона могли быть не менее увлекательны, чем все "Звездные войны", вместе взятые, - вещь, по нынешним временам труднопредставимая.

Игорь Потапов