ЧЁРНЫЙ БАРАН

На что не может пожаловаться отечественная культура, так это на традиционное присутствие в ней смеха сквозь слезы. Это, можно сказать, ее национальный бренд, ее специфическая особенность, рожденная веками и явившаяся в советском, а затем и российском кинематографе как продолжение и развитие этой традиции. Традиции, опирающейся на извечный драматизм взаимоотношения людей и в то же время на их способность взглянуть на себя со стороны, увидеть комизм, казалось бы, неразрешимых и укоренившихся противоречий.

Фильм «Черный баран» режиссера Романа Хруща принадлежит этой традиции, открывая свою сверхзадачу в остроактуальных и в то же время исторически повторяющихся ситуациях межнациональных отношений и конфликтов. Драматизм и актуальность проблемы в фильме смягчены, претворяются в жанре лирической комедии, в котором конкретные люди и их частные отношения оказываются важнее попыток мгновенно и навсегда в одном фильме разрешить все накопленные веками противоречия.

…Получившая в наследство от родственника автомобильную мойку в Москве, из дальних географических, пастбищных далей семья, жившая по укладу предков, попадает в столицу – в другой мир, в другой уклад, в другую систему ценностей. Наивность, доверчивость, желание обрести новых знакомых или даже друзей оборачивается жестким отпором местных, увидевших в них прежде всего чужаков – с их баранами, с их житейскими правилами,с почитанием деда – фигуры почти мифологической. Через многие испытания и непонимание проходит не только семья пришельцев, но и тех, кто соприкасается с ними: от бандюганов, решивших, что захват мойки – дело решенное, до бывшего сторожа, удрученного видом и манерами своих новых хозяев. Однако действие развивается хороводом веселых приключений сына, влюбляющегося до безудержной страсти, внучек, путешествующих по незнакомому городу, попадающих в смешные и абсурдные ситуации.

И только странный черный баран, появившийся как бы ниоткуда и никому не принадлежащий, становится своеобразной метафорой, обобщающей смысл происходящего на экране.

Мотивы, столь популярные в фантастике – встречи людей разных миров и цивилизаций – в этом фильме получают камерное, человеческое развитие и разрешение. Обыденное, предъявленное в жанровом, понятном зрителю ключе, быть может, и есть движение отечественного кино к восстановлению его важнейших функций: дарованию надежды в торжество человечности, братства, взаимного доверия между людьми.Фильм и заканчивается почти водевильной сценой прихода законника, сообщающим о том, что на месте мойки ее новые владельцы могут открыть ресторан, то есть заняться своим делом, приносящим людям радость.

И. Шилова