Созданный по мотивам произведения Лермонтова «Герой нашего времени», знакомого читателю со школьной скамьи и ранее неоднократно экранизируемого, фильм сознательно нарушает канон неприкосновенности классики. Из одной фразы Печорина в ответ на вопрос Максима Максимыча – еду путешествовать в Персию, может быть, умру по дороге, - вырастает самостоятельная линия болезни и смерти героя, а сам фильм становится цепью воспоминаний о прожитой жизни, как череде непоправимых ошибок и её новым истолкованием: то ли переосмыслением, то ли покаянием.

', '

Сохраняя основные линии новелл и их героев – Максим Максимыча, Вернера, Грушницкого, Веры, Мери, Бэлы, контрабандистки из Тамани, фильм следует не за событиями, а за их отпечатками, калейдоскопическими оттисками в сознании умирающего. Эти воспоминания заставляют Печорина с болью посмеяться над своими притворствами, то почти детскими, то сознательно ёрническими и шутовскими, испытать муку и отчаяние от равнодушия ко всему и всем, кроме себя, ужаснуться убийством на дуэли мальчишки и позера Грушницкого.

Совершить жестокий суд над собой – таков итог жизни умного и неординарного человека.
Именно поэтому лицо Печорина после его физической смерти в финале получает право на долгий сверхкрупный план. Этот кадр обращен к нашим современникам, напоминая о сходствах времён и предостерегая от бессмысленной игры с жизнью – своей или чужой.

 

Ирина Шилова